МБОУ ЦО №58 "Поколение будущего"
г. Тула
  • Формирование и оценка функциональной грамотности

    Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей.

    Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

    Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

    Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

    • Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
    • Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
    • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
    • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
    • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
    • Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
    • Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

    Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

    Нормативные документы федерального уровня

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации №03-1526 от 17.09.2021. "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации №03-1510 от 14.09.2021. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

    Письмо "ФГБНУ ИСРО РАО" №01-09-285 от 17.09.2021. "О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся"

    Нормативные документы регионального уровня

    Приказ Министерства образования Тульской области от 12.02.2021. №141 "Об утверждении регионального проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области» на 2021, 2022, 2023 годы"

    Методические материалы

    Читательская грамотность: особеннсти формирования в начальной школе. Учитель начальных классов Ашихмина Н.С.

    Практический материал для педагогов "Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках математики". Учитель математики Пузикова М.В.

    Презентация "Интерактивные методы и приемы при формировании функциональной грамотности в начальной школе"  Текст к презентации "Интерактивные методы и приемы при формировании функциональной грамотности в начальной школе" Учитель начальных классов Матющенко Я.В.

    Формирование у обучающихся опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности как составляющей функциональной грамотности. Учитель технологии Григорьева Г.В.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie